Проблема:
учащиеся допускают ошибки в написании буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Цель:
разработать систему упражнений, направленных на формирование умения правильно
писать данные буквосочетания.
Упражнения.
1. Отгадай загадки.
Напиши отгадки.
Есть копытный великан.
Шея, как подъемный кран,
С рожками, пятнистый,
Но не очень быстрый.
Жираф.
Пьет бензин, как молоко,
Может ездить далеко,
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней?
Машина.
Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами.
Ежик.
Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает.
Щука.
Нос – как хобот у слона,
На спине рука одна.
Мы с плиты его снимаем,
Угощает всех он чаем.
Чайник.
Летит орлица
По синему небу.
Крылья распластала,
Солнышко застлала.
Туча.
- Какие шипящие звуки
встречаются в этих словах? Что известно об этих звуках? ([ж], [ш] – всегда
твердые звуки; [ч], [щ] – всегда мягкие звуки.)
2. Вставьте ча или ща в слова:
Коровы мы…т.
Сороки тре…т.
Мыши пи…т.
Петухи кри…т.
Дятлы сту…т.
3.
Вставьте пропущенную
букву. Найдите ещё орфограммы в словах.
1 вариант:
|
2 вариант:
|
друж…ть
|
площ…дь
|
удач…
|
нож…
|
щ…чка
|
ч…йка
|
пищ…
|
ч…деса
|
ч…жой
|
ищ…
|
ш…шка
|
пуш…стый
|
малыш…
|
встреч…
|
– Какие
правила необходимо вспомнить, чтобы в словах не допустить ошибок?
– Почему
после букв Ж, Ш, обозначающих всегда твёрдые согласные, мы пишем букву И, а не
Ы? (так сложилось исторически, в древнерусском произношении звуки [ж, ш] были
мягкими, поэтому писали букву И. Сейчас мы и пишем как раньше – традиционно.)
– Почему
после букв Ч, Щ, обозначающих мягкие согласные звуки пишем А и У? (Так
сложилось исторически, в старину произношении звуки [ч, щ] были твёрдыми,
поэтому писали А, У. Мы пишем традиционно, как раньше.)
4. Припиши справа или слева к слогам сочетания жи-ши,
ча-ща, чу-щу так, чтобы получились слова:
1 вариант:
|
2 вариант:
|
чи
|
кры
|
ту
|
сы
|
пи
|
ро
|
мы
|
лу
|
ка
|
лок
|
дак
|
лет
|
5. Вставьте пропущенные буквы.
Ешь
молч… . Ч…ще проветривай класс. Дыш… глубоко и ровно. Малыш… ходили в рощ… .
Ч…десно искрятся снеж…нки.
6. Вставьте подходящие по смыслу слова.
….
в лесу. В воздухе кружатся … . Птицы больше не …. . Всё … спит. … в лесу.
Слова
для справок: тиш…на, крич…т, снеж…нки, ч…десно, ж…вое.
7. Читайте слова и скажите, как будет, если они много. Запишите
полученные слова.
Чиж
- , уж - , еж - , стриж –
Ж – рафы, мыш – и морж –
Маш – ны, ш – ны, камыш –
Запомни слоги жи и ши.
8. Придумай и дополни слова
сочетаниями ча и ща, чу и щу.
И...... т,........ й, ......... сы,ту...... ,ро......
,да....,........ шка,.......
йник,све....,пи....ть.
9. Найди и исправь ошибку.
Ищут, чай, часы, тучя, дача,
рощя, чяшка, чайник, свеча, пищать.
10. Вставь букву.
Ищ.т, ч..й, ч..сы, туч.., рощ..,
дач.., ч..шка, ч..йник, свеч.., пищ..ть.
|