Учитель Рагозина А.О., КГУ «Средняя школа №12» города Сатпаев
Задачи: 1) проверить знания учащихся, полученные на уроках познания мира, углубить и расширить знания о некоторых видах растений, животных, вырабатывать потребность в общении с природой; 2) развивать устную речь, воображение, память учащихся; 3) воспитывать чувство ответственности за свое поведение в окружающем мире.
Оборудование: шесть конвертов разных цветов с шестью вопросами в каждом: зеленый – о растениях, красный – о животных, синий – о птицах, желтый – о насекомых, белый – фотозагадки, черный – экологические ситуации. Лототрон, два кубика с номерами вопросов, два кубика с цветом секторов, открытки, рисунки с изображением неправильного поведения человека в природе, карточки с названиями команд, часы, медали для награждения.
Ход мероприятия
Учитель. Я рада вас приветствовать на игре «Экологическое ассорти». Сегодня мы будем разгадывать тайны природы, узнавать необыкновенное о животных и растениях, нам предстоит выяснить насколько хорошо вы знаете природу. Давайте подумаем, что радует нас в природе? Да, красота, чистый воздух, тишина леса, голоса птиц, зверей, шелест листвы, журчание ручейка. А чтобы эту красоту видеть, надо научиться общаться с природой. Ребята, чем же вы больше всего любите заниматься, бывая на прогулках? Всегда ли вы при этом выполняете правила поведения в природе? Ведь природа, как никогда, сегодня нуждается в защите. У нас две команды: «Друзья природы» и «Ирбис». В игре победит тот, кто действительно хорошо знает жизнь зверей, растений, птиц, насекомых, умеет правильно вести себя в природе и оберегает ее. (Знакомство с условиями игры.) Итак, мы начинаем игру, которая состоит из четырех туров. В первом туре вы будете отвечать на вопросы, посоветовавшись, за 30 секунд. Какой вопрос достанется вам, зависит от того, как вы бросите кубики. Номер и цветовая гамма определяют ваш вопрос. За каждый правильный ответ команда получает один балл. Бросать кубики вы будете по три раза каждая команда. Во втором туре вопросы будут задаваться каждому частнику отдельно, совещаться при этом нельзя. Команда – соперница сама достает вопрос конкретному члену команды. Выполняете по пять бросков кубиков. В третьем туре за одну минуту нужно ответить на большее количество вопросов. В четвертом туре вы должны составить рассказ, используя в нем названия растений, животных, насекомых и правила поведения в природе.
Вопросы зеленого сектора о растениях 1. Как по пню срубленного дерева узнать, сколько ему лет? (На срубе четко видны годовые кольца – сколько колец, столько лет дереву) 2. Почему лиственницу называют добрым деревом? (Не колется) 3. Какое дерево называют прадедом прадедов? (Дуб) 4. Для чего используют сосновую смолу? (Для укрепления десен) 5. Почему растение мать-и-мачеха так назвали? (Холодная сторона листа – мачеха, а теплая и ворсистая – мать) 6. Почему для укрепления почвы необходимо сажать растения? (Корневая система препятствует разрушению верхнего слоя земли).
Вопросы красного сектора о животных 1. Загадать три загадки о животных. 2. Животное, которое строит дом на реке. (Бобр) 3. Существует предание: «Когда Ной плыл в своем ковчеге, спасаясь от Всемирного потопа, поднялся такой шторм, что деревянная посудина дала течь. Одно сообразительное животное заткнуло дырку носом, от холодной воды нос навсегда остался холодным и влажным». О каком животном идет речь? (Собака) 4. У разных животных свои методы защиты, и каждый из них умеет постоять за себя. А чем защищает себя белка? (Зубами) 5. Кто спит головой вниз? (Летучая мышь) 6. Почему зверей называют млекопитающими? (Они выкармливают детенышей молоком).
Вопросы синего сектора о птицах 1. Перед какой погодой перестают петь птицы? (Дождливой) 2. Какая птица подбрасывает свои яйца в гнезда других птиц? (Кукушка) 3. С прилетом каких птиц считаем мы начало весны? (Грачи) 4. Пропеть куплет песни о птице. 5. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест) 6. Из какой сказки этот отрывок: «Наконец затрещала скорлупа самого большого яйца. «Пи-пи-пи – и оттуда вывалился огромный некрасивый птенец. Утка оглядела его…» (Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»).
Вопросы желтого сектора 1. Какую пользу приносят черви? (Рыхлят землю) 2. Почему насекомых так называют? (От слова насекать, у них на брюшке насечки) 3. Как узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником? (Муравьи прячутся, закрывают все ходы) 4. Какую корову доят муравьи? (Тлю) 5. Кто охраняет полянку от вредных мух? (Стрекоза) 6. Весна. На улице тепло. Вас укусил комар. Кто же вас укусил: самец или самка? (Кровь пьют только самки). Вопросы белого сектора – фотозагадки 1. Назвать гриб, изображенный на рисунке. 2. Назвать животное, изображенное на рисунке. 3. Какая природная зона изображена на фотографии? 4. Прокомментируйте рисунок. Что здесь неправильно? Какую пользу приносят растения? 5. Прокомментируйте рисунок, где человек разоряет гнездо птицы. 6. Прокомментируйте рисунок. Что вы можете предложить, чтобы воздух не загрязнялся выбросами вредных веществ?
Вопросы черного сектора с экологическими ситуациями 1. Гуляя с родителями по лесу, Света и Алеша увидели большой муравейник. - Давай посмотрим, что внутри муравейного домика, – сказал Алеша. - Давай, – с интересом ответила Света. Дети взяли большую палку и начали ворошить муравейник. Увидев чем заняты дети, мама подбежала к ним, забрала палку и сказала: - Если бы муравьи умели говорить, они бы сказали вам…. Что сказали бы муравьи? 2. На день рождения Кате подарили щенка. Наконец-то сбылась ее мечта. И вот теперь у нее появился новый друг – щенок по кличке Верный. Катя первое время играла с ним, кормила, гуляла. А потом у нее появилась говорящая кукла. О щенке Катя даже вспоминать не хотела, а когда он заболел, сказала маме: «Больной собаке не место в доме, пусть живет на улице». Правильно ли поступила девочка? Почему? 3. Олег стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветов. - Что ты делаешь? – спросила старушка. - Пчел гоняю, они цветы жалят. Старушка улыбнулась, и, подозвав к себе мальчика, что-то рассказала ему. После этого он выбросил прутик, удивленно пожав плечами. Что рассказала старушка мальчику? 4. Телеграмма. Задание: узнать от кого она и какую пользу приносит это животное. « Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в стороны, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то. Не всем же быть красавицами. А польза от нас огромная людям!» (Жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород). 5. Телеграмма. Задание: узнать от кого она. «На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором бы рассказывали столько небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно» (Летучая мышь). 6. Вы всей семьей или классом выехали в лес. Там вы жгли костер, пекли картошку, ели конфеты, пили лимонад, варили суп из консервов. Прежде чем уйти домой вы… 7. Минутка отдыха. Давно замечено, что шумы природного происхождения благотворно влияют на человеческий организм, они успокаивают, усыпляют. Мы с вами сейчас тоже отдохнем. Откиньтесь на спинку стула, закройте глаза и представьте себе прекрасный уголок природы, с которым связаны эти шумы. (Морской прибой). Где мы с вами побывали? Что вы себе представили?
Четвертый тур «Сочини рассказ» Задание: сочинить рассказ по данному началу. «До нашего лагеря оставалось совсем немного и тут вдруг мы увидели…» Учитель. Ребята, на протяжении многих столетий человек наблюдает за животными, пытается раскрыть их секреты, хочет лучше узнать об их образе жизни и никогда не устает удивляться им. Давайте с вами исполним нашу любимую песню о животных «Зверобика». (Исполнение песни.) (Выступление жюри. Награждение.) Заключительное слово учителя. Наблюдать природу надо уметь, не трогая ее, не разрушая красоты. Послушайте замечательные слова поэта П. Гвездослава: Я сорвал цветок и он увял. Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем. Поэт призывает нас бороться со своим порой бездушным отношением к природе. Наша игра подошла к концу, и я надеюсь, что и в будущем вы останетесь настоящими друзьями природы.