Развитие интереса к чтению у детей с ограниченным интеллектом
17.01.2014, 07:40
«Люди перестают мыслить, когда они перестают читать». Слова эти сказаны великим французским мыслителем Дени Дидро много лет назад. Актуальны они и сейчас, так как, по данным социологов, число постоянно читающих людей в нашей стране за последние 10 лет уменьшилось вдвое. Отмечают, что страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением. Особенно сильно этот процесс проявляется в падении интереса к чтению у детей и подростков. Анализ материалов Интернета и печатных статей средств массовой информации дал следующие результаты: 33% опрошенных подростков в возрасте 10–15 лет ответили, что они «любят читать, но не хватает времени», 27% подростков сказали, что «читают много». А 40% опрошенных признались: «Читаю редко, не люблю».
Почему наши дети не любят читать? Во-первых, книгу вытеснили телевидение, видеотехника, компьютер. Во-вторых, ребёнок-читатель начинает формироваться родителями, когда он ещё совсем маленький. Ребёнок видит, что у его родителей есть книги, они читают их сами и для своих детей. Семейные чтения, совместные переживания, обсуждение прочитанного начинают формировать ребёнка-читателя. В-третьих, любой из нас по-настоящему любит только то, что знает и умеет. Сам ученик будет тянуться к книге только тогда, когда будет читать легко, без напряжения. Школьник, читающий по слогам, не способен полноценно воспринимать книгу. Актуальность проблемы нежелания читать очевидна. Ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Опыт и практика всей мировой цивилизации показывает, что без чтения книг нет человека, нет личности. Именно книга стала тем незаменимым инструментом, который помогает сформировать нравственные принципы, моральные устои и культурные ценности. Она формирует идеалы, обогащает внутренний мир человека. В настоящее время бездуховность, нравственная деградация охватили наше общество. Наша школа-интернат – часть этого общества, и мы с этим сталкиваемся ежедневно. В коррекционной школе VIII вида обучаются умственно отсталые дети. Недоразвитие познавательной деятельности, позднее развитие речи, её качественное своеобразие, а также психопатологические особенности детей с недостатком интеллекта отрицательно сказываются на сформированности у таких детей навыков чтения. Здесь стоит отметить не только недостатки технической стороны чтения, но и ошибки в понимании содержания прочитанного. В данной ситуации актуален вопрос: «Сможем ли мы привить любовь к чтению, если ребёнок не понимает, что он читает, да ещё и часто наказывается за это либо низкой оценкой педагога, либо его раздражением». Чувствуя себя неуспешным, учащийся рано или поздно начинает избегать тех моментов на уроке, которые связаны с чтением. Два года назад я провела анкетирование среди обучающихся 7 класса нашей школы, в котором один из вопросов был следующим «Любишь ли ты читать?» Большинство учащихся – 73% - ответили, что нет, читать им не нравится, это занятие не является их привычным или любимым занятием, 21% опрошенных учащихся затруднялись ответить. Только единицы – 6%, на вопрос «Любишь ли ты читать?», пряча глаза, ответили, да.
Первичный анализ показал, что у учащихся 7 класса очень высокий процент негативизма к чтению. Взявшись за изучение данной проблемы, передо мной возник вопрос: как организовать работу на уроке чтения и развития речи для такого разнородного контингента учащихся? Какие приёмы использовать для того, чтобы привить детям с ограниченным интеллектом любовь к книге? Достаточно глубоко изучив методику преподавания чтения в 5-9 классах коррекционной школы VIII вида, я пришла к выводу, что необходимо создать определённые условия, способствующие развитию у детей с ограниченным интеллектом интереса к книге, коррекции недостатков их речевого, умственного развития, развитию умения самостоятельно черпать информацию из книг в период обучения в школе и, главное, после её окончания. Я хочу рассказать о некоторых приёмах, которые использую на уроках классного и внеклассного чтения при работе с книгой, чтобы компенсировать многочисленные затруднения учащихся с интеллектуальной недостаточностью, привить им любовь к художественной литературе, корригировать негативное отношение к чтению. Одним из условий, способствующих развитию у умственно отсталых детей интереса к книге, является использование в процессе обучения разнообразных методов и приёмов. 1. Учащиеся с ограниченным интеллектом с трудом представляют себе события далёких лет и их последовательность. А в старших классах ребята изучают сложные произведения, которые требуют знания истории. Простое сухое чтение не даст целостного представления о произведении, поэтому перед чтением я всегда сообщаю, какие исторические события легли в основу, знакомлю с далёкими от современности обычаями и бытом, т.е. готовлю ребят к восприятию произведения. 2. Первый и главный пример для ученика – образец звучащей речи учителя. Перед чтением стихотворений, басен стараюсь создать у ребят соответствующее настроение, возбудить у них интерес к чтению. Стихотворения для заучивания наизусть обязательно сама читаю наизусть. 3. Устный пересказ содержания даёт возможность более глубоко проникнуть в смысл и сущность прочитанного. Кроме свободного пересказа практикую художественный, сжатый, творческий, выборочный. 4. Хорошим средством развития речи, воображения является такой вид деятельности, как работа с иллюстрациями, репродукциями картин русских художников, а также словесное рисование картин к прочитанным произведениям. 5. Для активизации мыслительной деятельности и привития интереса к чтению использую и такие активные формы обучения, как сочинить отдельные эпизоды, изменить название рассказа, придумать к нему свой конец, если авторский не устраивает. А чтобы внимание и интерес к произведению не терялся на протяжении многих уроков, ставлю перед учащимися проблемные вопросы, полный и развёрнутый ответ на которые они могут дать только после полного изучения произведения. Но всё это разнообразие видов и приёмов при работе с книгой и привитие интереса к художественной литературе должно применяться, исходя из подготовленности учащихся класса с учётом индивидуальных особенностей каждого умственно отсталого ребёнка. Важным фактором, влияющим на развитие у умственно отсталых учащихся любви к чтению, является создание на уроке благоприятного психологического климата. Одна из задач ситуации успеха – снять отрицательное отношение к предмету, укрепить внутренние ресурсы школьника. Сделать это можно при условии постоянного обращения к положительным сторонам его личности. Важно вовремя похвалить ребёнка, оценить его, поставить в пример другим. Стараюсь отметить каждый, пусть даже самый маленький успех ученика. При такой постановке дела у детей появляется заинтересованность, увлечённость. Хорошие результаты для привития любви к чтению даёт и длительное дополнительное стимулирование – частые вызовы детей для ответов, игровая форма занятий. На каждом уроке чтения и развития речи стараюсь спросить как можно больше учащихся. При ответах - ребёнка не прерываю и не исправляю, а делаю это после того, как рассказ окончен. На этом этапе дети могут внести свои поправки к услышанному. Настоящим праздником, по словам детей, являются для них уроки внеклассного чтения. Мною разработана коррекционно-обучающая программа «Внеклассное чтение» для учащихся 5-9 классов коррекционной школы VIII вида. Реализация данной программы на практике основывается на соблюдении ряда условий, главными из которых являются: 1. Создание возможности для работы каждому ученику в соответствии с его уровнем развития. 2. Использование нетрадиционных форм работы: проведение читательских конференций, книжных аукционов, конкурсов чтецов, конкурсов рисунков по прочитанным произведениям, праздников книги, литературных игр и викторин. В 2012-2013 учебном году мною было проведено повторное анкетирование в том же классе. В это время ребята уже были девятиклассниками. На вопрос «Любишь ли ты читать?» 58% опрошенных учащихся ответили, что нет, 27% не смогли дать ответа на этот вопрос и уже 15% ответили, что да.
Вам может показаться, что увеличение процента детей, полюбивших книгу, ничтожно мало. Но, зная, какая работа была проделана, сколько сил вложено, я считаю этот результат пусть маленькой, но победой. Я не собираюсь останавливаться на достигнутом, буду продолжать работу в этом направлении, искать новые способы преодоления негативизма к чтению у детей с ограниченным интеллектом.
Литература: 1. Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. 2. Зайцев В. Н. Резервы обучения чтению. – М.: Просвещение, 1991. 3. Костенкова Ю. А. Методические рекомендации к обучению учащихся коррекционных классов. // Дефектология, 1998, № 3. 4. Лалаева Р. И. Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников. – СПБ: Союз, 1998. 5. Лурия А. Р., Цветкова Л. С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 6. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. Под редакцией Пузанова П. П. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. 7. Оморокова М. И., Рапопорт И. А. Преодоление трудностей. – М.: Просвещение, 1990.