Уважаемые родители будущих подростков!
В статье говорится об основных проблемах подросткового возраста и путях их преодоления. (На вопросы
ответила кандидат психологических наук, профессор МГППУ,
директор Центра психологического сопровождения образования «Точка ПСИ» Марина
Ростиславовна Битянова).
В
отечественной психологии принято считать, что подростничество начинается в
11-12 лет и заканчивается (переходит в юность) в 15-16 лет. На Западе к
подросткам относят всех несовершеннолетних. Физиологически пик подростковых трудностей
– это 13-14 лет. Но метафора «вечный подросток» не просто красивое литературное
выражение. Есть люди, которые не выходят из психологического состояния
подростничества до самой старости.
C чем
связано то, что одни дети спокойно «проходят» трудный подростковый период, а у
других просто «крышу срывает»? Причин много. Связано это и с особенностями
темперамента человека, так как эмоциональные люди, неуравновешенные, с
подвижной нервной системой в целом труднее проживают подростковый период, чем
дети с устойчивым типом. Зависит это и от семьи, в которой растет ребенок. Если
ребенка долгое время растили в жестких рамках, требовали от него некритичного
соблюдения всего того, что сказал взрослый, не потратили душевных сил на
установление доверительных отношений с ребенком – подростковый период будет
проходить трудно. Зависит это и от компании, социального окружения, в котором
растет подросток, от уровня его занятости. Как правило, дети, которые с
интересом учатся, имеют устойчивое хобби или просто серьезное дело – спорт,
танцы – проживают, идут вперед намного легче. Но вообще-то трудный подростковый
период должен быть у всех. Это период становления человека как личности, без
него никак нельзя обойтись.
Причины детской
неуправляемости.
Причина первая – борьба за внимание родителей.
Непослушание
– это тоже возможность привлечь к себе внимание, заявить о себе, если о тебе
забыли взрослые. Внимание необходимо любому человеку для эмоционального
благополучия, а тем более – ребёнку.
Причина вторая – борьба за самоутверждение.
Ребёнок
объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Он ждёт
доверия к себе. Он хочет решать сам, это заложено в его природе – нельзя
прожить жизнь на опыте взрослых.
Причина третья – жажда мщения окружающему миру,
взрослым.
Ребёнок
мстит за:
- неверие в
его способности и возможности. Это относится и к педагогам в том числе: «Ты не
мог решить эту задачу! Ты списал!»
- сравнение
не в его пользу со старшими или младшими братьями и сёстрами;
- за
унижение друг друга в кругу семьи;
- за потерю
одного из родителей в результате развода;
- за
появление в доме нового члена семьи, который становится более значимым, чем сам
ребёнок;
- за
несправедливость по отношению к себе и невыполненные взрослыми обещания;
- за
родительскую ложь и хамелеонство;
- за
чрезмерное проявление взрослыми любви друг к другу.
Причина четвёртая – неверие в свой успех.
Причинами
неверия в свой успех могут стать: низкие школьные результаты вне зависимости от
приложенных ребёнком усилий, низкая самооценка, поощряемая педагогами и семьёй,
плохие взаимоотношения в классе со сверстниками, откровенная изоляция ребёнка,
отсутствие возможности проявить себя, свои способности и умения. (Родители
анализируют полученные рекомендации. Помимо общих рекомендаций, к этому
собранию классный руководитель готовит конверты, в которых лежат мини-характеристики
детей. Родители имеют возможность с ними ознакомиться и задать классному
руководителю вопросы, если таковые имеются.)
- Как
правильно подготовиться к «трудному периоду»? Можно ли в принципе к этому
подготовиться?
Подготовиться,
в принципе, можно. И самим подготовиться, и подготовить ваши отношения с
ребенком и все остальные взаимоотношения в семье. Очень важно накопить «кредит
доверия» к тому моменту, когда начнется непростой подростковый период. В вашей
истории взаимоотношений с ребенком должно быть много хороших общих
воспоминания, увлечений, общие друзья, общий язык для общения. Это позволит
сохранить контакт даже в самый трудный момент непонимания. Подготовьте себя к
временному охлаждению отношений с ребенком и его отдалению. Действительно, на несколько
«долгих» лет ему будет гораздо интересней с другим, чем с вами. Но счастлив тот
подросток, который хорохорится в своей тусовке, но при этом в глубине души
знает, что его любят и ждут дома.
- Как
правильно контролировать подростка, чтоб не допустить какого-то негативного
влияния со стороны? Как наказывать подростка, чтоб это было действенным и не
ущемляло его самолюбие?
Ваши
желания оградить ребенка от беды, от негативного опыта, с которым он не
справится, вполне понятны, тем более, если мы при этом хотим не задеть его
самолюбия и чувство собственного достоинства. Но не будем обманывать сами себя,
используя слово «контролировать». Объективно наши возможности контроля
невелики. Правильней говорить о том, чтоб организовать такое влияние на
ребенка, которое было бы сильнее негативного влияния со стороны. Для этого мы
должны быть уважаемы нашими детьми. Мы должны с ними много и часто
разговаривать, обсуждать события своей семьи, их школьную жизнь. В этих
разговорах тактично давать оценки тем или иным явлениям, подталкивая ребенка к
правильной позиции.
Многих
подростков легко взять на «слабо». Боясь не соответствовать ожиданиям
сверстников, они иногда совершают глупые, опасные, аморальные поступки.
Твердость, о которой вы говорите, – это вера в себя, это уверенность в том, что
я могу, имею право, что кому-то нужен в этой жизни, что кто-то меня уважает и
ценит. Если сверстники не дают вашему сыну такого ощущения, его должны дать вы.
В его жизни обязательно должны быть ситуации, когда он должен чувствовать себя
взрослым, самостоятельным, ответственным за свои решения, тогда ему будет проще
сказать «нет». Еще очень важно сохранить контакт, чтоб он с вами об этом
говорил. По материалам сайта "Семья" - http://www.7ya.ru/article/trudnosti-podrostkovogo-vozrasta/
|