ИЗ
ОПЫТА РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ПАТРИОТИЗМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МЕТОДА
ПРОЕКТОВ
Одна из актуальных задач,
стоящих перед образовательными учреждениями России, - подготовка ответственного гражданина,
способного самостоятельно мыслить, оценивать происходящее, строить свою жизнь и
деятельность в соответствии с собственными интересами и с учетом интересов,
требований окружающих его людей и общества в целом. [2, с.3] Решение данной
задачи тесно связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности
школьника. Этому способствует духовно-нравственное развитие и воспитание
младших школьников, органически входящее в учебно-воспитательный процесс и составляющее
его стержневую основу.
Одним из направлений
духовно-нравственного воспитания является воспитание гражданственности,
патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.[1, с.7] Мы
живем в городе – герое Волгограде. Наш город имеет богатую историю. Именно
здесь в годы Великой Отечественной войны советские солдаты показали пример
мужественности, героизма, патриотизма.
Для воспитания гражданственности
и патриотизма мною был использована метод проектов. По мнению А.И. Савенкова
«проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый
учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта».[3,
с.7-8] М.А. Ступницкая в своем пособии «Что такое учебный проект?» описывает метод
проектов как «совокупность учебно–познавательных приемов, которые позволяют
решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с
обязательной презентацией этих результатов».[4, с.6]
Проект, который был проведен
с детьми первого класса, назывался «Я помню, я горжусь». Он выполнялся на
протяжении месяца и включал в себя учебные занятия в рамках предмета
«Окружающий мир» и самостоятельную работу школьников вне школьного расписания
занятий (4-6часов).
Цели
проекта:
1.
Выявление и развитие доминантных
способностей каждого ребенка, рефлексивных, самооценочных, исследовательских
умений и навыков.
2.
Активизация познавательной деятельности и
создание мотивационной среды.
3.
Формирование навыков самообразования,
поиска и обработки информации.
4.
Способствовать расширению у детей знаний о
Великой Отечественной войне, желанию узнать о жизни и подвигах своих предков.
5.
Объединить педагога, родителей и детей в
общей творческой работе.
Планирование
содержания учебного проекта и этапов его проведения
1
этап погружение в проект
Тема
проекта: Я помню, я
горжусь.
Возрастная
категория учащихся: 1 класс.
Основополагающий
вопрос и проблемный вопрос учебной темы:
Что мы знаем о Великой
Отечественной войне?
Как она коснулась каждой
семьи в нашей стране?
Все ли мы знаем о наших
предках?
Как наши предки защищали
свою Родину?
Дидактические
цели проекта:
- формирование
компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков
самостоятельной работы с большими объемами информации,
- понимание учеником
значения выбранной темы, информации,
- научить кратко излагать
свои мысли устно и письменно.
Методические
задачи:
- узнать больше о Великой
Отечественной войне;
- узнать о жизни и
подвигах своих предков;
- научиться получать,
обрабатывать и передавать информацию.
Выдвижение
гипотез решения проблем:
Мы предположили, что в
каждой семье есть участник Великой Отечественной войны, о подвиге которого
можно рассказать.
Творческое
название проекта: Я помню, я горжусь.
2
этап – организация деятельности
1. Формирование замысла
работы: газета, боевой листок.
2.Обсуждение плана работы
учащихся индивидуально:
Спросить дома
Провести беседу, интервью
с родственниками
Воспользоваться
энциклопедиями
Хорошо подумать самому
3. Обсуждение со
школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав.
4.Самостоятельная работа
учащихся:
Прочитали материал по теме
в учебнике.
Воспользовались
научно-популярной литературой.
Провели опрос, беседы.
Выборочное исследование.
Сделали вывод.
3
этап – осуществление деятельности
Самостоятельная работа учащихся
по оформлению материала.
Подготовка учащимися
презентации по отчету о проделанной работе в виде газеты или боевого листка.
4
этап – презентация
Защита полученных
результатов и выводов на специальном занятии.
Оценивание результатов
проекта школьниками и учителем. Заполнение оценочного листа по критериям,
выбранным детьми (полнота материала, интересная подача, красочное оформление).
В ходе работы над проектом
ребята узнали:
- Как воевали их прадеды и
прабабушки,
- Какой вклад внес каждый
житель страны для победы,
- Какие памятники в честь
Великой Отечественной войны есть в нашей стране,
- Имена героев –
сверстников,
- Научились брать
интервью.
Награждение наиболее
удачных исследовательских работ.
Литература
1. Данилюк А.Я. Программа
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального
общего образования. – М.: Просвещение, 2012. – с.7
2. Духовно – нравственное развитие и
воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей
общеобразоват.учреждений. В 2 ч. Ч.1/ под ред. А.Я. Данилюка. – М.: Просвещение,
2011. – с.3
3. Савенков А.И. Методика
исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная
литература»: Издательский дом «Федоров», 2010. – с.7-8
4. Ступницкая М.А. Что такое учебный
проект? – М.: «Первое сентября», 2010. – с.6
|