Среда, 27.11.2024, 17:55
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта
Категории раздела
Статьи [17]
Мероприятия портала [41]
Мероприятия портала
Проект "Мы и Культура" [195]
Работы участников Всероссийского сетевого проекта "Мы и Культура"
Конференция "Земля - наш общий дом" [520]
Всероссийская экологическая интернет-конференция "Земля - наш общий дом"
Конференция "Наследники Великой Победы" [344]
Работы участников Конференции
Скрайб-презентации [25]
Работы участников Всероссийской экспериментальной площадки
Форма входа
Конкурсы!
Мы В Контакте!
Итоги
Наш опрос
В каком мероприятии Вы бы хотели поучаствовать?
Всего ответов: 428
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи

Формирование универсальных учебных действий средствами УМК «РИТМ» в начальной школе

Формирование универсальных учебных действий средствами УМК «РИТМ» в начальной школе


Введение нового ФГОС ставят перед учителями задачу формирования универсальных учебных действий у учащихся.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способностью субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Учебно-методический комплекс «РИТМ» - «Развитие, Индивидуальность, Творчество, Мышление» - дает возможность учителю успешно организовать работу по формированию универсальных учебных умений у учащихся. УМК ориентирован на создание благоприятных условий для развертывания учебной деятельности ученика, развития его мыслительных операций. В процессе учения школьник получает знания не в готовом виде, а либо в ходе совместной деятельности (с другими учениками и учителем в качестве организатора ученического взаимодействия), либо самостоятельно. Авторы комплекта считают, что движущей силой учения является радость творчества, ощущения своих учебных достижений, приращения знаний и уверенности в себе.

Во все учебники данного комплекса включены задания на поиск информации, работу в паре, группе, на выполнение действия контроля и оценки своей работы и работы другого.

Благодаря изобилию заданий на коммуникативное взаимодействие, поиск информации, учителю, работающему по УМК «РИТМ»  легко организовать работу в группе. При проведении такой работы происходит формирование всех видов УУД:

1) Познавательные - поиск и выделение необходимой информации;  

·          осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

·          выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

·           рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

·          смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

·          определение  основной  и  второстепенной  информации;

·          постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

2) Коммуникативные - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач

                • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

                • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

                • формулировать собственное мнение и позицию;

                • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

                • задавать вопросы; контролировать действия партнёра;

3) Личностные - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

                • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

                • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

 4) Регулятивные - принимать и сохранять учебную задачу;

                • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

                • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

                • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

               •  осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

·          адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Такие уроки я называю уроками группового взаимодействия. Работа начинается с распределения учащихся по группам и обсуждения правил работы в группе.

Правила работы  в группе

ü     Смотрю на собеседника.

ü     Я слышу, я вижу.

ü     Я согласен или не согласен.

ü     Говорю свой ответ.

ü     Доказываю свое мнение.

ü     Приходим к согласию.

- Затем происходит распределение ролей  в группах.

Участники группы

1. Лидер __________________________________________________

2. Организатор_____________________________________________

3. Критик _________________________________________________

4. Секретарь ______________________________________________

5. Докладчик______________________________________________

6. Хранитель времени ______________________________________

 

- Далее совместно с детьми составляется оценочный лист группы.

Учитель:  Как вы думаете, а как мы узнаем, как группа справилась с заданием? Как мы будем оценивать работу группы? Что нужно учитывать? (Мнения детей.) В результате получаем контрольно-оценочный лист. (На доске плакат с изображением листа.)

Критерии оценки работы группы:

1.     Продуктивность (правильность)

2.     Дружелюбность.

3.     Сплоченность.

4.     Распределение ролей.

5.     Эмоциональное отношение (довольны ли своей работой)

По этим критериям учащиеся оценивают работу группы.

Учитель: Если группа работала хорошо, прямоугольник закрашиваем красным цветом, если были ошибки, разногласия – синим, если много ошибок, много не сделано – зеленым. Работу других групп мы будем оценивать по мере выполнения заданий.

Учебно-методический комплекс «РИТМ» способствует тому, что учитель часто организует данную форму работы, что позволяет формировать у учащихся основные виды УУД. А значит способствует реализации целей начального общего образования.

Использованные источники

1.     Беляева Т.П. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе. - http://festival.1september.ru/articles/563542/

2.     Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

3.     Петрова Л.Ф. Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики. - http://festival.1september.ru/articles/592471/

4.     Писаревская Т. Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе. –

http://tapisarevskaya.rusedu.net/post/1415/38516

 

Категория: Статьи | Добавил: YuliaG (17.05.2013)
Просмотров: 2930 | Теги: УУД, групповая работа, ритм, дрофа | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Новые материалы
Музыка и здоровье человека.
Дипломы и сертификаты
Проходцева И.А. Интерактивная игра "Правила поведения в общественных местах"
Восхитительные букеты в натюрмортах К.Коровина
Презентация "Народные игрушки"
Поделиться!
Награда портала!
Рейтинг образовательных сайтов mega-talant.com
Сертификат
Поиск
Кнопка сайта
Мои публикации