Формирование
универсальных учебных действий средствами УМК «РИТМ» в начальной школе
Введение нового ФГОС
ставят перед учителями задачу формирования универсальных учебных действий у учащихся.
В широком значении термин
«универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способностью
субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного
присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом)
значении этот термин можно определить как совокупность способов действия
учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих
самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию
этого процесса.
Учебно-методический
комплекс «РИТМ» - «Развитие, Индивидуальность, Творчество, Мышление» - дает возможность
учителю успешно организовать работу по формированию универсальных учебных
умений у учащихся. УМК ориентирован на создание благоприятных условий для
развертывания учебной деятельности ученика, развития его мыслительных операций.
В процессе учения школьник получает знания не в готовом виде, а либо в ходе
совместной деятельности (с другими учениками и учителем в качестве организатора
ученического взаимодействия), либо самостоятельно. Авторы комплекта считают,
что движущей силой учения является радость творчества, ощущения своих учебных
достижений, приращения знаний и уверенности в себе.
Во все учебники данного
комплекса включены задания на поиск информации, работу в паре, группе, на
выполнение действия контроля и оценки своей работы и работы другого.
Благодаря изобилию заданий
на коммуникативное взаимодействие, поиск информации, учителю, работающему по
УМК «РИТМ» легко организовать работу в группе.
При проведении такой работы происходит формирование всех видов УУД:
1) Познавательные -
поиск и выделение необходимой информации;
·
осознанное и произвольное построение
речевого высказывания в устной и письменной форме;
·
выбор наиболее
эффективных способов решения задач в зависимости
от конкретных условий;
·
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка
процесса и результатов деятельности;
·
смысловое чтение как осмысление цели чтения
и выбор вида чтения в зависимости от цели;
·
определение основной
и второстепенной информации;
·
постановка и
формулирование проблемы, самостоятельное
создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
2) Коммуникативные
- адекватно
использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения
различных коммуникативных задач
• допускать возможность
существования у людей различных точек зрения, ориентироваться на позицию
партнёра в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и
стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное
мнение и позицию;
• строить понятные для партнёра
высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
• задавать вопросы;
контролировать действия партнёра;
3) Личностные
- учебно-познавательный
интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
• ориентация на понимание
причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль
результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи,
на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
• способность к самооценке на
основе критериев успешности учебной деятельности;
4) Регулятивные - принимать
и сохранять учебную задачу;
• учитывать выделенные учителем
ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свои действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во
внутреннем плане;
• учитывать установленные
правила в планировании и контроле способа решения;
•
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае
работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
·
адекватно воспринимать предложения и оценку
учителей, товарищей, родителей и других людей.
Такие уроки я называю
уроками группового взаимодействия. Работа начинается с распределения учащихся
по группам и обсуждения правил работы в группе.
Правила
работы в группе
ü Смотрю на
собеседника.
ü Я слышу, я вижу.
ü Я согласен или не
согласен.
ü Говорю свой ответ.
ü Доказываю свое
мнение.
ü Приходим
к согласию.
- Затем происходит распределение ролей в группах.
Участники группы
1.
Лидер __________________________________________________
2.
Организатор_____________________________________________
3.
Критик _________________________________________________
4.
Секретарь ______________________________________________
5.
Докладчик______________________________________________
6.
Хранитель времени ______________________________________
- Далее совместно с детьми составляется
оценочный лист группы.
Учитель: Как вы думаете, а как мы узнаем, как группа
справилась с заданием? Как мы будем оценивать работу группы? Что нужно
учитывать? (Мнения детей.) В результате получаем контрольно-оценочный лист. (На
доске плакат с изображением листа.)
Критерии оценки работы группы:
1.
Продуктивность (правильность)
2.
Дружелюбность.
3.
Сплоченность.
4.
Распределение ролей.
5.
Эмоциональное отношение (довольны ли своей
работой)
По этим критериям учащиеся
оценивают работу группы.
Учитель: Если группа
работала хорошо, прямоугольник закрашиваем красным цветом, если были ошибки,
разногласия – синим, если много ошибок, много не сделано – зеленым. Работу
других групп мы будем оценивать по мере выполнения заданий.
Учебно-методический
комплекс «РИТМ» способствует тому, что учитель часто организует данную форму
работы, что позволяет формировать у учащихся основные виды УУД. А значит способствует
реализации целей начального общего образования.
Использованные
источники
1.
Беляева Т.П. Формирование универсальных
учебных действий в начальной школе. - http://festival.1september.ru/articles/563542/
2.
Как проектировать универсальные учебные
действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов,
Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
3.
Петрова Л.Ф. Формирование познавательных
универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики. - http://festival.1september.ru/articles/592471/
4.
Писаревская Т. Формирование универсальных
учебных действий на уроках в начальной школе. –
http://tapisarevskaya.rusedu.net/post/1415/38516
|