Вторник, 23.04.2024, 14:37
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта
Категории раздела
Статьи [17]
Мероприятия портала [41]
Мероприятия портала
Проект "Мы и Культура" [195]
Работы участников Всероссийского сетевого проекта "Мы и Культура"
Конференция "Земля - наш общий дом" [520]
Всероссийская экологическая интернет-конференция "Земля - наш общий дом"
Конференция "Наследники Великой Победы" [344]
Работы участников Конференции
Скрайб-презентации [25]
Работы участников Всероссийской экспериментальной площадки
Форма входа
Конкурсы!
Мы В Контакте!
Итоги
Наш опрос
В каком мероприятии Вы бы хотели поучаствовать?
Всего ответов: 428
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи

Создание педагогической системы патриотического воспитания учащихся через организацию краеведческой работы в условиях начальной школы
Автор: Кравец Татьяна Николаевна, учитель начальных классов МБОУ Гимназия №13 г.Новосибирска

Создание педагогической системы патриотического воспитания учащихся через организацию краеведческой работы в условиях начальной школы

Деятельность МБОУ гимназии № 13 направлена на создание условий для разностороннего развития обучающихся, на включение их в разнообразную творческую и познавательную деятельность, на их социализацию и адаптацию в современных условиях, на саморазвитие каждого ребенка

Основными направлениями деятельности начальной школы являются: гуманизация и гуманитаризация образовательного процесса; развитие творческих способностей младших школьников; эколого-краеведческое образование; толерантное воспитание обучающихся; работа с одаренными детьми; патриотическое воспитание через организацию краеведческой работы.

Последнее десятилетие XX и начало XI веков для России – время формирования гражданского общества и правового государства.

Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе являются важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.

Организация патриотического воспитания в школе – сложный процесс. Сущность и содержание патриотического воспитания определены в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» и Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации – это систематическая целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан  высокого патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

В Концепции патриотического воспитания его целью определено развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способными проявлять их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития. Из приведенного перечня целей видно, что интегрированные задачи гражданского и духовно-нравственного воспитания, социального воспитания в целом отнесены к области патриотического воспитания, т.е. под патриотическим воспитанием понимается общественное воспитание в целом, в которое включаются в качестве составных элементов все другие виды воспитания.

Важной стороной содержательной зрелости организации патриотического воспитания в школе является его включенность в основные виды ее деятельности: учебную, методическую, воспитательную.

Основная цель такого воспитательного проекта – это разработать и внедрить систему работы по теме: «Создание педагогической системы патриотического воспитания учащихся через организацию краеведческой работы в условиях начальной школы», изучить состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и практике; разработать программно-методическое обеспечение по патриотическому воспитанию младших школьников на основе краеведческого материала. В 2011 году была разработана пограмма: С. А. Денисова, Т. Н. Кравец по краеведению «Знай и люби свой край» 1-4 классы, авторская программа, Новосибирск, НИПКиПРО. Настоящее издание содержит программу по краеведению, а также викторину, интеллектуальные игры, интегрированные уроки, ориентированные на формирование гражданского самосознания у обучающихся 1-4 классов, на расширение и углубление их знаний об истории своего края. Предлагаемые сценарии охватывают разные стороны родного края в прошлом и настоящем: культурные традиции, военные победы, символы, природные условия и жизнь растений и животных.

В 2011 году вышла тетрадь «Здравствуй, Новосибирск!» (авторы Т.Н. Кравец, Г. М. Макаренко, Т. Г. Заикина)

Данная тетрадь способствует воспитанию любви к Новосибирску, интереса к нему как к родному городу, потребности самостоятельного изучения Новосибирска.

Тетрадь помогает формированию мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, развитию речи младших школьников.

Разработана программа для занятий внеурочной деятельностью по направлению: духовно-нравственное.

Задача первого года обучения ─ постепенно подвести школьника к пониманию того, что Новосибирск ─ город, в котором он живёт, ─ его дом, его родина. Содержание направлено на формирование у детей целостного представления о городе как об окружающем ребенка мире, в котором начинается его самопознание, самоопределение, самореализация. Учебный материал подобран с учетом психолого-педагогических особенностей детей младшего школьного возраста. Он призван способствовать развитию их творческой индивидуальности и социализации в условиях своей малой родины.

За этот год дети узнают главные особенности и достопримечательности Новосибирска ─ одного из крупнейших городов России, историю названия города, получат представление о размерах Новосибирска, о его природе, о памятниках. В первую очередь необходимо ознакомить детей с городскими достопримечательностями и объектами ближайшего окружения, обогатить лексику.

План реализации проекта

1. Распространение опыта работы в городской электронной газете «Интерактивное образование»

2. Разработка рекомендаций по оформлению кабинета !Краеведение» и организация выпуска наглядных пособий.

3. Разработка и оформление стендов по краеведению.

. Разработка и организация выпуска методических и раздаточных материалов для проведения тестирования

4. Создание информационных рубрик в школьных газетах «Тринашка» и «Бригантина» по данной теме.

5. Создание мультипликационных фильмов на базе гимназии.

6. Выпуск и распространения информационных материалов (плакатов) в подъездах жилых домов.

7. Организация экскурсий на производство, в музеи.

8. Тематические факультативные занятия, интегрированные уроки, викторины, интеллектуальные игры, олимпиады.

9. Участие во всероссийских, региональных, городских и районных конкурсах.

10. Обобщение опыта работы МБОУ гимназии № 13 по изучению учащимися родного края.

11. Организация портфолио.

12. Проведение тестирования по оценке динамики формирования знаний и умений учащихся по теме.

Учебная, воспитательная и методическая работа по организации патриотического воспитания в гимназии строится в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов, в числе которых именно патриотическую воспитательную направленность отражают следующие: государственные программы: «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», утвержденные соответствующими Постановлениями Правительства РФ; Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, письмо Минобразования России от 2 апреля 2002г. №13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении»; письмо Минобразования РФ от 15 января 2003 г. №13-51-08/13 «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации»; письмо Минобразования РФ от 1марта 2002 г. №30-51-131/16  «Методические рекомендации об организации воспитательной деятельности по ознакомлению учащихся с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации».

Концепция модернизации российского образования на период до 2010года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации №1756-р от 29.12.2001, определила важнейшие задачи школьников. Ее реализация  призвана способствовать сохранению исторической преемственности поколений, развитию национальной культуры, воспитанию бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, формированию у них пониманию ценностей демократичного общества и важнейших качеств личности: гражданской позиции, толерантности, патриотизма.

На первой ступени гимназии (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. Развиваются коммуникативные способности ребенка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.

Любовь к родному городу, гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности младшего школьника. Без любви к Родине и уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувства собственного достоинства, положительных качеств личности.

В образовании учеников гимназии краеведение традиционно считалось и считается важным средством воспитания нравственности, гражданственности, патриотизма. Трудно переоценить значимость для познавательного развития и воспитания человека изучения своей малой Родины: ее истории, природы, культурных памятников, духовных ценностей народа, биографий достойных и уважаемых земляков.

Ожидаемые конечные результаты проекта

1.          Разработка и внедрение в воспитательную систему школы программы по краеведению для младших школьников.

2.          Разработка методических рекомендаций для учителей по организации       краеведческой работы с младшими школьниками.

3.          Наличие в начальной школе эффективной системы обучения, воспитания и развития патриотически и граждански сформированной личности.

4.          Повышение уровня профессиональной компетентности учителей по проблеме проекта.

5.          Создание системы научно-методического, информационного обеспечения работы по краеведению.

6.          Реорганизация системы по изучению родного края с обучающимися гимназии и воспитанниками МДОУ №451.

Социально-образовательный проект поможет в создании оптимальных условий для обеспечения повышения эффективности занятий по патриотическому воспитанию детей. Вовлечение наибольшего числа обучающихся в изучение родного края, создание информационного, организационного и  программно-методического обеспечения по вопросам патриотического воспитания и обучения учеников через организацию краеведческой работы.

Этапы решения проблем, обозначенных в проекте:

1. Увеличить число обучающихся занимающихся изучением родного края.

2. Систематический и непрерывный характер обучения, принципы его организации: краеведческий, гуманизации и интеграции, а также методическая система краеведческого образования.

3. При формировании краеведческих знаний уделить особое внимание методике организации и проведения экскурсий, уроков. Определить их места в системе других занятий и подаче учебного материала по блокам.

4. Основные формы занятий:

Чтение художественных и научно-познавательных текстов, рассказы учителя, встречи с интересными людьми, экскурсии, просмотры кино-, видеофильмов, практические работы, викторины.

Итоговыми занятиями  могут стать олимпиады по краеведению, викторины, интеллектуальные игры, исследовательские проекты.

10. Страница школьного сайта по данной проблеме.

Главным отличием данного проекта от традиционных программ в этой сфере является не только возможность бессрочной продолжительности, но и совершенно новый подход, который направлен на обучение детей в интерактивной форме.

Литература

1.      Бродовская З. Приложение к журналу «Сибирский учитель». «Знай и люби свой край. Из опыта организации краеведческой работы в начальной школе». Методическое пособие. Издательство НИПКиПРО. Новосибирск, 2004.

Гордин А. «Над широкой Обью». Новосибирск, 1983.

2.      Кравцов В., Соболев В., Шаповалов А. «Сибирь неизвестные миры. Тайны прошлого». Новосибирск, 1999.

3.      Цыплаков И. «Имя на карте города». Новосибирское книжное издательство, 2001.

Категория: Статьи | Добавил: YuliaG (08.01.2014)
Просмотров: 1168 | Теги: патриотическое воспитание, Статья | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Новые материалы
Музыка и здоровье человека.
Дипломы и сертификаты
Проходцева И.А. Интерактивная игра "Правила поведения в общественных местах"
Восхитительные букеты в натюрмортах К.Коровина
Презентация "Народные игрушки"
Поделиться!
Награда портала!
Рейтинг образовательных сайтов mega-talant.com
Сертификат
Поиск
Кнопка сайта
Мои публикации