Одним из приоритетных направлений
современной школы является работа по выявлению и развитию одаренности в
учащихся: их выдающихся врожденных качеств, особых природных данных. Указание
Президента РФ Путина В.В.: «Нужно
вытаскивать таланты, работать с ними и стараться создать для них такие условия,
которые сохранят для нас эти таланты, а не позволят им раствориться на каких-то
заграничных просторах»)
Результатом специально
организованной, целенаправленной работы с одаренными детьми становится, как
правило, участие и победа ребенка в том или ином конкурсе, олимпиаде и т.п.
Однако очевидно, что уже и сам процесс подготовки учащегося к какому-либо
мероприятию является своего рода победой, поскольку ребенок под правильным наблюдением
(курированием) грамотного педагога приобретает дополнительные возможности
раскрытия и развития своей индивидуальности, своих способностей. Считаем, что в
данном процессе большое место занимает работа по поиску наиболее привлекательных
(выгодных) способов презентации результатов творческой деятельности учащегося.
Представим далее возможный
ход работы по подготовке и созданию младшими школьниками текстов мини-резюме
(назначением которых является самопрезентация, самопредставление авторов) в
рамках участия в ежегодном Московском международном форуме «Одаренные дети».
Продуцирование текстов
мини-резюме в качестве особого речевого жанра, как известно, имеет свою
специфику, которая зависит, в первую очередь, от ситуации, в которой данный
текст будет представляться, и, во-вторых, от адекватности избираемых автором языковых
средств его коммуникативной задаче. Кроме того, важным жанрообразующим фактором
является сам «презентующийся» автор потенциального текста мини-резюме – в нашем
случае, это учащийся начальной школы.
Создание текста
мини-резюме идет, как правило, по двум этапам: докоммуникативному (на котором ставится
вопрос «Что сказать о себе?») и
коммуникативному (где идет поиск ответа на вопрос «Как сказать о себе?»). Эффективное решение первого вопроса будет
зависеть от осмысления автором текста своего коммуникативного намерения,
поскольку оно является стержнеобразующим компонентом любой коммуникативной
ситуации: цель автора текста мини-резюме – дать информацию о себе
соответствующего характера (презентовать себя самому – это одна из
немногочисленных ситуаций, когда человек может себя хвалить, рекламировать сам,
как правило, чаще всего, принято хвалить другим). В ситуации подготовки учащегося
к форуму «Одаренные дети» отбор информации будет зависеть от номинации, в
которой участвует автор. Специфика номинации, таким образом, диктует отбор
тематических блоков, включение которых обязательно в текст мини-резюме. Однако,
в любом случае текст мини-резюме должен содержать информацию об интересах
ребенка, об истоках данных интересов, необходимо предъявить связь между
выбранной номинацией и увлечениями ребенка и т.п.
Реализация первого этапа
создания текста мини-резюме возможна в ходе беседы с учащимся с постановкой определенных
вопросов об обосновании выбора номинации и одновременной записи ответов ребенка
(«записать со слов ребенка).
Далее, на втором этапе работы
над текстом мини-резюме, следует соответствующая литературная обработка ответов
ребенка. Эффективная реализация второго этапа работы над текстом мини-резюме будет
зависеть от результатов поиска наиболее адекватных языковых средств отобранным
тематическим блокам.
Представим далее тексты
мини-резюме, созданные для участия в номинациях Литературный салон «Глаголом
жечь сердца людей» и «Союз юных экологов», и прокомментируем их некоторые структурные
и языковые особенности, обозначив, таким образом, возможные способы реализации
данного речевого жанра.
Текст
№1 (представлялся учеником 1 А класса МОУ «Гимназия №19» Киселёвым М. в
номинации Литературный салон «Глаголом жечь сердца людей»)
«Мое имя Михаил происходит от
древнееврейского имени Михаэль – «равный, подобный Богу»). Я уверен, что и в
моей личности немало божественного, то есть светлого, доброго, ответственного
за судьбы окружающих меня людей, родителей, детей, друзей. (В
начальной части мини-резюме используется
действенный прием этимологизации понятия – обращение к истолкованию имени и прием
обозначения связи трактовки имени человека с его особенностями, способностями.
Кроме того в тексте четко выражена уверенность ребенка в своих
способностях, своих увлечениях, причем далее следует вполне аргументированное
обоснование). Я читал, что Боги – это Творцы и во мне
желание творить, сочинять, строить, познавать другой язык было, по моему, уже с
самого рождения, а, может быть, еще и раньше…
Моя мама
рассказывала, как я чувствовал музыку, классическую музыку, когда еще не
родился, как мне было интересно, когда я слушал сказки и стихи... Моя, мамочка,
спасибо тебе, что ты впустила меня в Мир Творчества. (Включение в
текст элементов диалога, использование прямых обращений усиливает тональность
детской непосредственности).
Как хорошо я
помню свои творческие выступления в детском саду! Как я люблю просматривать эти
записи: сначала неуверенный, тихий голос-лепет, потом громкий, выразительный,
но все равно не очень четкий (ох, уж этот хитрый звук р). Все закончилось
признанием моих творческих, дикторских, успехов: мне предложили быть ведущим
Выпускного бала! (Использование ряда риторических восклицаний позволяет
передать соответствующие эмоции, переживания, настроение автора текста).
Мой первый
творческий опыт (настоящие «муки творчества») – это стих, совсем еще наивный,
детский, но очень любимый – о желании иметь щенка, иметь друга («…Я хочу собаку, маленькую, ласковую. Я
хочу собаку, чтобы с ней играть…»).
Мои
творческие успехи - это грамоты, которые мама с гордостью показывает гостям: «Диплом за 1 место в конкурсе
интеллектуалов «Умники и умницы» (май 2009 г.), «Грамота за участие в
творческой жизни санатория «Лесная сказка» (июнь 2010 г.).
Я
точно знаю, что творчество – это вся моя жизнь!»
Текст
№2 «Где ты доктор для природы?» (представлялся
учеником 1 А класса МОУ «Гимназия №19» в номинации «Союз юных экологов»).
Данный текст мини-резюме
имеет название в виде вопросительной формулы, как бы приглашающей вместе с его
автором поразмышлять над глобальной экологической проблемой, разрешение
которой, по убеждению автора, находится в самом человеке). Текст в целом
построен с помощью приема «экскурс в прошлое и будущее», когда ребенок
последовательно вспоминает, выбирает и называет те события своей жизни, которые
привели его в данную номинацию, стали как бы его основным делом, основным
интересом).
«Где
ты доктор для природы?
«Сначала
я думал, что буду доктором, что мое будущее – это медицина, это хирургия.
Все
началось с коллекции минералов и таблицы Менделеева (которая оказалась в моей
комнате, конечно, не случайно, это мой папа позаботился о моем химическом
воспитании). Мы уже проводили химическое исследование «Жизнь пены»: изучали
такие свойства пены, как кратность и устойчивость на 3-х образцах шампуней.
Затем
у меня появилось новое увлечение - коллекция журналов «Собери и познай
человеческое тело» и новый друг – скелет Артем, на котором я изучал строение организма
человека (это уже мама позаботилась о моем медицинском образовании).
Как
много больных людей, как много тех, кому нужна помощь!
Но
совсем НЕДАВНО я ПОНЯЛ, что лечить нужно не только людей, вся НАША ПЛАНЕТА
БОЛЬНА. ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ сегодня ЭКСТРЕННО НУЖДАЕТСЯ В ПОМОЩИ!!! Кто же, КАКОЙ ЖЕ
ДОКТОР, СМОЖЕТ ВЫЛЕЧИТЬ самый главный организм человечества – всю ПРИРОДУ?
Какое же лекарство нужно сегодня для нашей планеты?
Это
сложные вопросы… Даже мои РОДИТЕЛИ НЕ ЗНАЮТ ответов на них. А Я ЗНАЮ!!! (Использование
очень яркого, выразительного приема противопоставления, позволяющего передать
некую самостоятельность автора резюме, его «взрослость», его способность ставить
вопросы и отвечать на них, принимать определенные решения).
Я
точно знаю, что ЕСТЬ один единственный ДОКТОР, он же ЛЕКАРЬ, он же ЦЕЛИТЕЛЬ, он
же СПАСИТЕЛЬ - ЭТО ЧЕЛОВЕК!!! (С помощью действенного
приема градации по возрастающему принципу демонстрируется (показывается)
уверенность ребенка в своих убеждениях, в своих собственных открытиях) Да, да это мы с вами!!!
И
ЛЕКАРСТВО Я ПРИДУМАЛ, УНИВЕРСАЛЬНОЕ – от всего. Вот способ его применения:
излечите себя внутри, свою душу – научитесь радоваться тому, что вас окружает
(пока еще окружает), не злитесь, не совершайте плохие поступки, не произносите
страшные слова. Уважайте то, что вас окружает (пока еще окружает). И вы
увидите, что природа сможет ожить. Я уверен!!! Каждый из нас – доктор для
природы!» (Логично и уместно включается в основной текст мини-резюме
фрагмент другого речевого жанра, легко узнаваемого, – медицинского рецепта. И
еще один способ создания выразительности и привлекательности текста мини-резюме
используется в данном тексте (как правило, резюме предоставляется сначала в
письменной форме членам жюри): графостилистические возможности – другим шрифтом
выделяются определенные, значимые в смысловом отношении, ключевые фрагменты
текста с целью привлечения к ним внимания).
Таким образом, самопрезентация
младшего школьника, представляемая в тексте мини-резюме, должна быть специально
спланированной и организованной деятельностью.