Суббота, 15.08.2020, 05:50
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта
Категории раздела
Статьи [17]
Мероприятия портала [41]
Мероприятия портала
Проект "Мы и Культура" [195]
Работы участников Всероссийского сетевого проекта "Мы и Культура"
Конференция "Земля - наш общий дом" [520]
Всероссийская экологическая интернет-конференция "Земля - наш общий дом"
Конференция "Наследники Великой Победы" [344]
Работы участников Конференции
Скрайб-презентации [25]
Работы участников Всероссийской экспериментальной площадки
Форма входа
Конкурсы!
Мы В Контакте!
Итоги
Наш опрос
В каком мероприятии Вы бы хотели поучаствовать?
Всего ответов: 422
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи

«Специфика создания текстов-самопрезентаций младшими школьниками» (в рамках работы с одаренными детьми)
Авторы: Иванова Антонина Викторовна, Ивенина Ольга Викторовна, учителя начальных классов МОУ «Гимназия № 19» города Саранска

Одним из приоритетных направлений современной школы является работа по выявлению и развитию одаренности в учащихся: их выдающихся врожденных качеств, особых природных данных. Указание Президента РФ Путина В.В.: «Нужно вытаскивать таланты, работать с ними и стараться создать для них такие условия, которые сохранят для нас эти таланты, а не позволят им раствориться на каких-то заграничных просторах»)

Результатом специально организованной, целенаправленной работы с одаренными детьми становится, как правило, участие и победа ребенка в том или ином конкурсе, олимпиаде и т.п. Однако очевидно, что уже и сам процесс подготовки учащегося к какому-либо мероприятию является своего рода победой, поскольку ребенок под правильным наблюдением (курированием) грамотного педагога приобретает дополнительные возможности раскрытия и развития своей индивидуальности, своих способностей. Считаем, что в данном процессе большое место занимает работа по поиску наиболее привлекательных (выгодных) способов презентации результатов творческой деятельности учащегося.

Представим далее возможный ход работы по подготовке и созданию младшими школьниками текстов мини-резюме (назначением которых является самопрезентация, самопредставление авторов) в рамках участия в ежегодном Московском международном форуме «Одаренные дети».

Продуцирование текстов мини-резюме в качестве особого речевого жанра, как известно, имеет свою специфику, которая зависит, в первую очередь, от ситуации, в которой данный текст будет представляться, и, во-вторых, от адекватности избираемых автором языковых средств его коммуникативной задаче. Кроме того, важным жанрообразующим фактором является сам «презентующийся» автор потенциального текста мини-резюме – в нашем случае, это учащийся начальной школы.   

Создание текста мини-резюме идет, как правило, по двум этапам: докоммуникативному (на котором ставится вопрос «Что сказать о себе?») и коммуникативному (где идет поиск ответа на вопрос «Как сказать о себе?»). Эффективное решение первого вопроса будет зависеть от осмысления автором текста своего коммуникативного намерения, поскольку оно является стержнеобразующим компонентом любой коммуникативной ситуации: цель автора текста мини-резюме – дать информацию о себе соответствующего характера (презентовать себя самому – это одна из немногочисленных ситуаций, когда человек может себя хвалить, рекламировать сам, как правило, чаще всего, принято хвалить другим). В ситуации подготовки учащегося к форуму «Одаренные дети» отбор информации будет зависеть от номинации, в которой участвует автор. Специфика номинации, таким образом, диктует отбор тематических блоков, включение которых обязательно в текст мини-резюме. Однако, в любом случае текст мини-резюме должен содержать информацию об интересах ребенка, об истоках данных интересов, необходимо предъявить связь между выбранной номинацией и увлечениями ребенка и т.п.

Реализация первого этапа создания текста мини-резюме возможна в ходе беседы с учащимся с постановкой определенных вопросов об обосновании выбора номинации и одновременной записи ответов ребенка («записать со слов ребенка).

Далее, на втором этапе работы над текстом мини-резюме, следует соответствующая литературная обработка ответов ребенка. Эффективная реализация второго этапа работы над текстом мини-резюме будет зависеть от результатов поиска наиболее адекватных языковых средств отобранным тематическим блокам.  

Представим далее тексты мини-резюме, созданные для участия в номинациях Литературный салон «Глаголом жечь сердца людей» и «Союз юных экологов», и прокомментируем их некоторые структурные и языковые особенности, обозначив, таким образом, возможные способы реализации данного речевого жанра.

         Текст №1 (представлялся учеником 1 А класса МОУ «Гимназия №19» Киселёвым М. в номинации Литературный салон «Глаголом жечь сердца людей»)

«Мое имя Михаил происходит от древнееврейского имени Михаэль – «равный, подобный Богу»). Я уверен, что и в моей личности немало божественного, то есть светлого, доброго, ответственного за судьбы окружающих меня людей, родителей, детей, друзей. (В начальной части мини-резюме используется действенный прием этимологизации понятия – обращение к истолкованию имени и прием обозначения связи трактовки имени человека с его особенностями, способностями. Кроме того в тексте четко выражена уверенность ребенка в своих способностях, своих увлечениях, причем далее следует вполне аргументированное обоснование).  Я читал, что Боги – это Творцы и во мне желание творить, сочинять, строить, познавать другой язык было, по моему, уже с самого рождения, а, может быть, еще и раньше…

Моя мама рассказывала, как я чувствовал музыку, классическую музыку, когда еще не родился, как мне было интересно, когда я слушал сказки и стихи... Моя, мамочка, спасибо тебе, что ты впустила меня в Мир Творчества. (Включение в текст элементов диалога, использование прямых обращений усиливает тональность детской непосредственности).

Как хорошо я помню свои творческие выступления в детском саду! Как я люблю просматривать эти записи: сначала неуверенный, тихий голос-лепет, потом громкий, выразительный, но все равно не очень четкий (ох, уж этот хитрый звук р). Все закончилось признанием моих творческих, дикторских, успехов: мне предложили быть ведущим Выпускного бала! (Использование ряда риторических восклицаний позволяет передать соответствующие эмоции, переживания, настроение автора текста).

Мой первый творческий опыт (настоящие «муки творчества») – это стих, совсем еще наивный, детский, но очень любимый – о желании иметь щенка, иметь друга («…Я хочу собаку, маленькую, ласковую. Я хочу собаку, чтобы с ней играть…»).

Мои творческие успехи - это грамоты, которые мама с гордостью показывает гостям: «Диплом за 1 место в конкурсе интеллектуалов «Умники и умницы» (май 2009 г.), «Грамота за участие в творческой жизни санатория «Лесная сказка» (июнь 2010 г.).

Я точно знаю, что творчество – это вся моя жизнь!»

         Текст №2 «Где ты доктор для природы?» (представлялся учеником 1 А класса МОУ «Гимназия №19» в номинации «Союз юных экологов»).

Данный текст мини-резюме имеет название в виде вопросительной формулы, как бы приглашающей вместе с его автором поразмышлять над глобальной экологической проблемой, разрешение которой, по убеждению автора, находится в самом человеке). Текст в целом построен с помощью приема «экскурс в прошлое и будущее», когда ребенок последовательно вспоминает, выбирает и называет те события своей жизни, которые привели его в данную номинацию, стали как бы его основным делом, основным интересом).

«Где ты доктор для природы?

«Сначала я думал, что буду доктором, что мое будущее – это медицина, это хирургия.

Все началось с коллекции минералов и таблицы Менделеева (которая оказалась в моей комнате, конечно, не случайно, это мой папа позаботился о моем химическом воспитании). Мы уже проводили химическое исследование «Жизнь пены»: изучали такие свойства пены, как кратность и устойчивость на 3-х образцах шампуней.

Затем у меня появилось новое увлечение - коллекция журналов «Собери и познай человеческое тело» и новый друг – скелет Артем, на котором я изучал строение организма человека (это уже мама позаботилась о моем медицинском образовании).

Как много больных людей, как много тех, кому нужна помощь!

Но совсем НЕДАВНО я ПОНЯЛ, что лечить нужно не только людей, вся НАША ПЛАНЕТА БОЛЬНА. ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ сегодня ЭКСТРЕННО НУЖДАЕТСЯ В ПОМОЩИ!!! Кто же, КАКОЙ ЖЕ ДОКТОР, СМОЖЕТ ВЫЛЕЧИТЬ самый главный организм человечества – всю ПРИРОДУ? Какое же лекарство нужно сегодня для нашей планеты?

Это сложные вопросы… Даже мои РОДИТЕЛИ НЕ ЗНАЮТ ответов на них. А Я ЗНАЮ!!! (Использование очень яркого, выразительного приема противопоставления, позволяющего передать некую самостоятельность автора резюме, его «взрослость», его способность ставить вопросы и отвечать на них, принимать определенные решения).

Я точно знаю, что ЕСТЬ один единственный ДОКТОР, он же ЛЕКАРЬ, он же ЦЕЛИТЕЛЬ, он же СПАСИТЕЛЬ - ЭТО ЧЕЛОВЕК!!!   (С помощью действенного приема градации по возрастающему принципу демонстрируется (показывается) уверенность ребенка в своих убеждениях, в своих собственных открытиях) Да, да это мы с вами!!!

И ЛЕКАРСТВО Я ПРИДУМАЛ, УНИВЕРСАЛЬНОЕ – от всего. Вот способ его применения: излечите себя внутри, свою душу – научитесь радоваться тому, что вас окружает (пока еще окружает), не злитесь, не совершайте плохие поступки, не произносите страшные слова. Уважайте то, что вас окружает (пока еще окружает). И вы увидите, что природа сможет ожить. Я уверен!!! Каждый из нас – доктор для природы!» (Логично и уместно включается в основной текст мини-резюме фрагмент другого речевого жанра, легко узнаваемого, – медицинского рецепта. И еще один способ создания выразительности и привлекательности текста мини-резюме используется в данном тексте (как правило, резюме предоставляется сначала в письменной форме членам жюри): графостилистические возможности – другим шрифтом выделяются определенные, значимые в смысловом отношении, ключевые фрагменты текста с целью привлечения к ним внимания).

Таким образом, самопрезентация младшего школьника, представляемая в тексте мини-резюме, должна быть специально спланированной и организованной деятельностью.

Категория: Статьи | Добавил: YuliaG (16.01.2014)
Просмотров: 1101 | Теги: одаренные дети, самопрезентация, Статья | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Новые материалы
Музыка и здоровье человека.
Дипломы и сертификаты
Проходцева И.А. Интерактивная игра "Правила поведения в общественных местах"
Восхитительные букеты в натюрмортах К.Коровина
Презентация "Народные игрушки"
Поделиться!
Награда портала!
Рейтинг образовательных сайтов mega-talant.com
Сертификат
Поиск
Кнопка сайта
Мои публикации