Автор: учитель начальных классов высшей категории Бабанян Таисия Александровна Ученическое самоуправление – это когда ученики решают вопросы своей жизни в школе и в классе не по указке учителей, а сами. Ученики через самоуправление должны осуществлять свое право на участие в управлении школой и классом. Как учитель начальных классов я думаю, что наша обязанность - заложить основы самоуправления в начальной школе, чтобы в среднем и старшем звене дети могли самостоятельно решать многие вопросы, возникающие в школьной жизни. В младшем школьном возрасте у учащихся можно сформировать активную жизненную позицию, делать это в среднем и старшем звене порой бывает поздно. Младшим ребятам не подходят серьезные формы – совещания, заседания и комитеты. Им нужна именно игра. Самоуправление в начальных классах может существовать в форме сказочного королевства, или внеземной цивилизации, или путешествия в далёкую страну. Это должна быть игра, интересная самим ребятам и обучающая их быть активными. Если, благодаря игровым моделям, дети освоят азы самоуправления уже в младших классах, то налаживать в школе настоящее самоуправление будет гораздо проще». Игровая модель позволяет научить самоуправлению. Но получится это только в том случае, если организована такая игра грамотно. Нужно не только написать правила и распределить роли. Нужно грамотно руководить ходом игры: запустить игровые процессы на старте, затем поддерживать интерес к игре и, конечно же, вовремя и удачно её завершить. А главное – сделать так, чтобы ребята не только играли, но и анализировали то, что происходит в игре. Именно это поможет им заметить и оценить первые ростки самоуправления. Организация любой деятельности должна решать определенные цели и задачи. Цели организации ученического самоуправления в классе: - повышение активности учащихся в классных делах; - реализация интересов каждого учащегося; - привлечение родителей к совместной деятельности. Задачи организации ученического самоуправления в классе: - создать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества; - дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела; - создать условия для развития креативности, инициативности, самостоятельности; - создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей); - формировать толерантность, умение общаться.
В каждую группу входит несколько детей, которых могут объединять дружба, интересы, местожительство и т. д. Формируя группы учащихся по желанию ребят, я стараюсь руководствоваться определенными принципами. Объединять детей с разными характерами, владеющих различными умениями и навыками. Не допускать попадания в одну группу двух ребят, которые в повседневной жизни не особо воспринимают друг друга, могут конфликтовать (психологическая несовместимость). Поручения целесообразно менять не реже одного раза в две недели. При смене поручений важно отметить то хорошее, что сделала данная группа, сохранить лучшее из проделанного и внести новое. Высшим органом ученического самоуправления класса является классное собрание. Оно решает наиболее важные вопросы: - Определяет основные направления классной жизни. - Обсуждает любые вопросы жизнедеятельности класса, принимает по ним необходимые решения. - Совместно с классным руководителем рассматривает и утверждает план внеурочной работы. Собрание проводится не реже 1 раза в четверть. Структура классного самоуправления включает исполнительные органы. В моем классе это совет класса, куда входят командир класса и командиры групп (звездочек) Это позволяет каждому ребёнку проявить инициативу и почувствовать ответственность за своих друзей. Наряду с постоянными группами могут формироваться и временные группы при подготовке каких-либо текущих дел.