Проблема:
учащиеся плохо читают по слогам.
Цель:
разработать систему упражнений, направленных на формирование умения читать по
слогам, различать графический облик буквы, читать прямой открытый слог, читать
слова и предложения.
Упражнения.
1. «Последний слог в слове за тобой»
Учитель называет слог. Дети должны
назвать такой слог, чтобы получилось слово.
Например: ко… (- ни, - зы, - тик)
2. «Цепочка слогов»
Учитель называет слово. Дети делят
слово на слоги, определяют последний слог и придумывают слово, которое
начинается с такого же слога.
Например: Мама пошла в мага… (зин)
Таня учит уро…. (ки)
Птицы вьют гнёз … (да)
3. «Эхо»
Учитель произносит слово, дети хором
повторяют только ударный слог, как эхо.
Например: школа – шко, дорога – ро.
4. «Пять слов»
Вызванный ученик по сигналу учителя
делает пять шагов вперёд, называя на каждый шаг слово, которое начинается с
нового звука.
5. «Запрещённый звук»
Учитель последовательно называет
слова, дети повторяют только те из них, в которых отсутствует названный
учителем звук.
6. «Звук заблудился»
Учитель читает стихотворный текст. В
каком-то из слов он заменяет один из звуков. Дети должны правильно произнести
искажённое слово и назвать звук, который "заблудился” - попал не в своё слово.
На глазах у детворы
Крысу (крышу) красят маляры.
7. «Найди лишнюю букву»
На доске записывается несколько строчек
одной и той же буквы (по 4 в каждой строке). Среди четырёх букв есть одна,
которая отличается от остальных размером, цветом или графикой.
По вызову учителя ученик выходит к
доске, анализирует буквенный материал, находит лишнюю букву, объясняет, почему
она лишняя, обводит её кружочком.
8. «Полубуковка»
Учитель показывает половину буквы.
Дети называют букву.
9. «Не проморгай»
Каждый ученик получает карточку с
одинаковым печатным текстом. Он должен подсчитать, сколько раз в тексте
встречается определённая буква.
10. «Свяжи варежки»
На доске вразброс прикреплены
бумажные варежки. Детям по очереди предлагается подходить к доске, находить
пару варежек с одинаковыми буквами, соединять их линиями и говорить "Я связал
варежки с буквой "Н”.
Одной из важнейших задач является
обучение детей чтению прямого открытого слога. Научившись читать слог-слияние,
дети могут читать любой слог. В данной работе использую следующие игры:
11. «Четвёртый лишний»
На доске записываются несколько
слогов-слияний с новой буквой. В каждой строчке записаны три одинаковых слияния
и одно, отличающееся от остальных цветом, размером, шрифтом. Вызванный ученик
находит лишнее слияние, объясняет, почему оно лишнее.
ВА, ВА, ВА, ва.
ву, ву, ВУ, ву.
12. «Выбирай любую букву»
Учитель выставляет карточки гласных
букв на наборном полотне, а карточки согласных раскладывает на столе. Вызванный
ученик берёт карточку, подставляет её к гласной и читает слог.
13. «Составь предложение»
На доске печатными буквами написано
слово. Дети хором читают его и составляют с ним предложение.
«Кто здесь живёт?»
На доске вразброс прикреплены
карточки с названиями животных и их жилья. Дети читают названия жилья и
соединяют это слово с соответствующим названием животного.
Берлога – медведь
Нора – лиса
Дупло – белка
14. «С кочки на кочку»
Учитель, передвигая указку по слоговой
таблице, показывает разные слоги. Дети хором читают указанные слоги.
15. «Договори слово»
Учитель показывает слог на слоговой таблице.
Дети хором читают его, придумывают слова, начинающиеся с него. Затем эти слова
набираются из слогов из кассы букв.
16. «Найди слог»
Учитель спрашивает: "Какой слог
находится между слогами НИ и НЯ?” Дети отыскивают нужный слог. Вызванный ученик
показывает слог и читает его.
17. «Думай, не опаздывай»
К доске выходят два ученика. Первый
из них показывает какой-нибудь слог, второй за время, отсчитанное классом (3
хлопка в ладоши), должен набрать слоги и буквы, которые могут быть продолжением
слова. Класс хором прочитывает названное слово.
Очень важно в период обучения чтению
развивать способность видеть как можно больше букв. На первых уроках чтения
ученик видит одну букву и соотносит её со звуком. Затем взгляд ученика
схватывает две-три буквы, а потом целые слова. Предлагаю дидактические игры,
способствующие расширению поля зрения и совершенствованию навыка распознавания
букв, слогов, слов.
18. «Читатель – молния»
На доске написаны в столбик 4-5
слов, которые закрыты. Учитель на 4-5 сек. открывает ширму и снова закрывает
её. Дети должны назвать слова прочитанного столбика в той последовательности, в
которой они были записаны на доске.
19. «Глаз – фотограф»
На наборном полотне устанавливаются
4-5 карточек с буквами. Учитель показывает детям наборное полотно 2-3 сек. и
убирает полотно. Детям предлагается назвать буквы в том же порядке.
20. «Буквенные пирамиды»
Учитель пишет на доске слоги,
отделяя гласный от согласного вертикальной чертой. Расстояние между буквами
одного слога постепенно увеличивается таким образом, что столбик приобретает
вид пирамиды.
Вдоль вертикальной линии печатными
буквами записываются слова. Расстояние увеличивается.
|