Автор: Гаврилова Гульфия Фаритовна, учитель начальных классов МБОУ "ООШ ст.Миннибаево" Альметьевского муниципального района, Республики ТатарстанТема урока «Приставка - значимая часть слова» Цели: • Образовательные: • уточнить понятие «приставка» и её роль в словообразовании • Развивающие: • развивать учебно-организационные навыки (определять тему урока, ставить задачи, намечать пути реализации, анализировать свою деятельность.); • развивать речь, орфографическую зоркость, зрительную память; • продолжить развивать умение отвечать полным ответом, сравнивать, проводить анализ, делать вывод, выражать своё мнение. • Воспитательные: • воспитывать бережное отношение к русскому языку, опирающееся на грамотную речь, поддерживать интерес к русскому языку. Задача: научить определять приставку в слове и правильно её применять. 1. Орг. Момент Проверьте друзья, Готовы ли вы начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке? Книжка, ручка и тетрадка? Проверили, садитесь! – Откройте тетради, запишите число 2. Минутка чистописания Пере до раз над вы с под без из об при за в о до
3. Актуализация знаний Корень окончание глагол приставка суффикс Учитель: Какое слово лишнее? Почему? (Лишнее слово глагол т.к. это часть речи, а окончание, корень, приставка и суффикс это части слова) Учитель: Посмотрите на дорожку в минутке чистописания, что за части слова мы записали? (Приставки) А) Постановка учебной задачи. Ученик: Речь пойдет о приставке. На доску вывешивается карточка-помощница:
…… - это ……… слова, которая стоит …… и служит для ……… .
Учитель: Что вы уже знаете о приставках? Ученик: Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Учитель: Что бы вы хотели узнать о приставке? Сформулируйте задачу урока. Ученики: • Закрепить знания о приставках. • Будем учиться образовывать новые слова с помощью приставок. • Будем учиться писать приставку слитно со словом. • Узнать, зачем нужна приставка в русском языке. Учитель: Какая часть слова самая главная? Ученица: Корень слова - значимая часть. Над словами родственными Держит власть. Выясни умело линию родства - Однокоренные подбери слова Учитель: А с помощью какой части речи мы можем получить формы одного и того же слова? Ученик: Часть слова, которая изменяется, Окончанием называется. Остальную же часть слова Именуем мы основой. Учитель: какая часть слова стоит за корнем? Ученица: 3а корнем суффиксу Нашлось местечко, Заняв его, конечно, Натворил он дел. Учитель: при разборе слов что мы должны помнить? Ученица: Помни при разборе слова Окончанье и основу Первым делом находи, После корня будет суффикс, А приставка - впереди. Учитель: О какой части слова мы будем сегодня говорить на уроке? (О приставках) 4.Работа со словарными словами. Учитель: А теперь давайте вспомним известные нам словарные слова Ученик записывает на доске. Слова записывать в 2 столбика: в левый столбик – с о,в правый столбик–с а. Г…род, р…бота, т…пор, м…лина, к…рабль, г…рох, з…вод, …птека, сп…сибо, ур…жай, п…льто. 5.Аналитический контроль над лексическим значением слов с приставками. Учитель вызывает двоих учащихся и предлагает одному из них: 1) разрезать лист бумаги 2) надрезать лист 3) вырезать треугольник 4) срезать угол Второй ученик записывает на доске названия тех действий, которые выполняет первый. Учитель: Какие слова надо было выписать? (Разрезать, надрезать, вырезать, срезать) Учитель: Эти слова какие? (Однокоренные, у них одинаковый корень все глаголы) Учитель: Но какая часть слова разная? Выделите в словах приставку и корень. Учитель: Как вы думаете, для чего нужны приставки? (Приставка это часть слова, которая стоит перед корнем, пишется со словами слитно. Служит для образования новых слов, изменения значения слов.) Учитель: Запиши недостающую часть слова. _бежал за угол _бежал из дома _бежал первым _бежал через дорогу _бежал от края 6.Устная работа учащихся Учитель: Давайте понаблюдаем, как может измениться смысл слова «бежать» если мы в нём меняем приставку Учитель: Так для чего же нам нужна такая часть слова как приставка? (Устные ответы детей, затем повторение хором.) 7.Физ. Минутка Учитель: Я буду называть слова, вы слушайте внимательно. Если в слове есть приставка вы присаживаетесь, если нету – хлопаете в ладоши. -Школа, пришкольный, море, приморский, город, пригородный, дорога, придорожный. Учитель: Какие однокоренные слова вы запомнили? Назовите только те слова, в которых есть приставка. Учитель: Сейчас у нас с вами будет письменная работа, а перед этим давайте сделаем зарядку для глаз. 8.Закрепление Учитель: Вставь подходящие по смыслу приставки. Письменная работа учащихся в тетрадях. От инея __желтели березки и __краснели осины. Вода в реке __темнела. Холодный осенний ветер __рывал листья и __носил их. Небо часто __крывалось тяжелыми осенними облаками. Учитель: Найди однокоренные слова, чем они отличаются? От чего зависит их значение, смысл? 9. Итог Учитель: О какой части слова мы говорили? Что это такое? Для чего нужны приставки? Чему учились? Оценивание работы учащихся на уроке, домашнее задание стр.139 упражнение 122. |