Понедельник, 29.04.2024, 04:52
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта
Форма входа
Конкурсы!
Мы В Контакте!
Итоги
Наш опрос
В каком мероприятии Вы бы хотели поучаствовать?
Всего ответов: 428
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Методичка » Русский язык и литературное чтение

Урок русского языка на тему "Приставка-значимая часть слова"
20.03.2013, 18:26
Автор: Гаврилова Гульфия Фаритовна, учитель начальных классов МБОУ "ООШ ст.Миннибаево" Альметьевского муниципального района, Республики Татарстан
Тема урока «Приставка - значимая часть слова» 
Цели: 
• Образовательные: 
• уточнить понятие «приставка» и её роль в словообразовании 
• Развивающие: 
• развивать учебно-организационные навыки (определять тему урока, ставить задачи, намечать пути реализации, анализировать свою деятельность.); 
• развивать речь, орфографическую зоркость, зрительную память; 
• продолжить развивать умение отвечать полным ответом, сравнивать, проводить анализ, делать вывод, выражать своё мнение. 
• Воспитательные: 
• воспитывать бережное отношение к русскому языку, опирающееся на грамотную речь, поддерживать интерес к русскому языку. 
Задача: научить определять приставку в слове и правильно её применять. 
1. Орг. Момент 
Проверьте друзья, 
Готовы ли вы начать урок? 
Всё ль на месте, всё ль в порядке? 
Книжка, ручка и тетрадка? 
Проверили, садитесь! 
– Откройте тетради, запишите число 
2. Минутка чистописания 
Пере до раз над вы с под без из об при за в о до 

3. Актуализация знаний 
Корень окончание глагол приставка суффикс 
Учитель: Какое слово лишнее? Почему? (Лишнее слово глагол т.к. это часть речи, а окончание, корень, приставка и суффикс это части слова) 
Учитель: Посмотрите на дорожку в минутке чистописания, что за части слова мы записали? (Приставки) 
А) Постановка учебной задачи. 
Ученик: Речь пойдет о приставке. 
На доску вывешивается карточка-помощница: 

…… - это ……… слова, которая 
стоит …… и служит для ……… . 

Учитель: Что вы уже знаете о приставках? 
Ученик: Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. 
Учитель: Что бы вы хотели узнать о приставке? Сформулируйте задачу урока. 
Ученики: 
• Закрепить знания о приставках. 
• Будем учиться образовывать новые слова с помощью приставок. 
• Будем учиться писать приставку слитно со словом. 
• Узнать, зачем нужна приставка в русском языке. 
Учитель: Какая часть слова самая главная? 
Ученица: 
Корень слова - значимая часть. 
Над словами родственными 
Держит власть. 
Выясни умело линию родства - 
Однокоренные подбери слова 
Учитель: А с помощью какой части речи мы можем получить формы одного и того же слова? 
Ученик: 
Часть слова, которая изменяется, 
Окончанием называется. 
Остальную же часть слова 
Именуем мы основой. 
Учитель: какая часть слова стоит за корнем? 
Ученица: 
3а корнем суффиксу 
Нашлось местечко, 
Заняв его, конечно, 
Натворил он дел. 
Учитель: при разборе слов что мы должны помнить? 
Ученица: 
Помни при разборе слова 
Окончанье и основу 
Первым делом находи, 
После корня будет суффикс, 
А приставка - впереди. 
Учитель: О какой части слова мы будем сегодня говорить на уроке? 
(О приставках) 
4.Работа со словарными словами. 
Учитель: А теперь давайте вспомним известные нам словарные слова 
Ученик записывает на доске. 
Слова записывать в 2 столбика: в левый столбик – с о,в правый столбик–с а. 
Г…род, р…бота, т…пор, м…лина, к…рабль, г…рох, з…вод, …птека, сп…сибо, ур…жай, п…льто. 
5.Аналитический контроль над лексическим значением слов с приставками. 
Учитель вызывает двоих учащихся и предлагает одному из них: 
1) разрезать лист бумаги 
2) надрезать лист 
3) вырезать треугольник 
4) срезать угол 
Второй ученик записывает на доске названия тех действий, которые выполняет первый. 
Учитель: Какие слова надо было выписать? (Разрезать, надрезать, вырезать, срезать) 
Учитель: Эти слова какие? (Однокоренные, у них одинаковый корень все глаголы) 
Учитель: Но какая часть слова разная? Выделите в словах приставку и корень. 
Учитель: Как вы думаете, для чего нужны приставки? 
(Приставка это часть слова, которая стоит перед корнем, пишется со словами слитно. Служит для образования новых слов, изменения значения слов.) 
Учитель: Запиши недостающую часть слова. 
_бежал за угол 
_бежал из дома 
_бежал первым 
_бежал через дорогу 
_бежал от края 
6.Устная работа учащихся 
Учитель: Давайте понаблюдаем, как может измениться смысл слова «бежать» если мы в нём меняем приставку 
Учитель: Так для чего же нам нужна такая часть слова как приставка? (Устные ответы детей, затем повторение хором.) 
7.Физ. Минутка 
Учитель: Я буду называть слова, вы слушайте внимательно. Если в слове есть приставка вы присаживаетесь, если нету – хлопаете в ладоши. 
-Школа, пришкольный, море, приморский, город, пригородный, дорога, придорожный. 
Учитель: Какие однокоренные слова вы запомнили? Назовите только те слова, в которых есть приставка. 
Учитель: Сейчас у нас с вами будет письменная работа, а перед этим давайте сделаем зарядку для глаз. 
8.Закрепление 
Учитель: Вставь подходящие по смыслу приставки. Письменная работа учащихся в тетрадях. 
От инея __желтели березки и __краснели осины. Вода в реке __темнела. Холодный осенний ветер __рывал листья и __носил их. Небо часто __крывалось тяжелыми осенними облаками. 
Учитель: Найди однокоренные слова, чем они отличаются? От чего зависит их значение, смысл? 
9. Итог 
Учитель: О какой части слова мы говорили? Что это такое? Для чего нужны приставки? Чему учились? 
Оценивание работы учащихся на уроке, домашнее задание стр.139 упражнение 122.
Категория: Русский язык и литературное чтение | Добавил: YuliaG
Просмотров: 1635 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Новые материалы
Музыка и здоровье человека.
Дипломы и сертификаты
Проходцева И.А. Интерактивная игра "Правила поведения в общественных местах"
Восхитительные букеты в натюрмортах К.Коровина
Презентация "Народные игрушки"
Поделиться!
Награда портала!
Рейтинг образовательных сайтов mega-talant.com
Сертификат
Поиск
Кнопка сайта
Мои публикации